Scherma Bolognese. Воскресная школа фехтования.

Bologna bella!

Путевые заметки об исследовательской поездке в г. Болонья в начале октября 2014 года.

Предыстория

Наш клуб, "Воскресная школа фехтования" существует уже довольно давно, с 2004 года. Всё это время мы пытаемся постичь секреты Болонского фехтования. Сам термин современный, и применяется по отношению к боевому искусству, существовавшему в Болонье (это на севере Италии) в 15-16 веках. Много лет мы мечтали посетить этот город, и, наконец, нам это удалось. 4 октября 2014 года, группа из 4-х человек вылетела из Москвы, имея своей целью Болонью.

День первый

Сам перелёт не заслуживает подробного описания. Взлетели, приземлились, прошли пограничные формальности, - всё как обычно. Поселились в колоритнейшем месте - via degli Angeli - улица Ангелов. Узкая улочка в исторической части города. Совсем не людная, не слишком чистая, и слабо освещённая в ночное время. Почти прямо напротив нас находилась церковь Santa Maria delgi Angeli, 1474 года постройки.

Вид на церковь Santa Maria degli Angeli из нашего окна
Вид на церковь Santa Maria degli Angeli из нашего окна

4 октября в Болонье отмечают большой праздник - день святого Петрония, - покровителя Болоньи. По нашему - что-то вроде дня города. Движение в центре города было перекрыто. Улицы заполнились торговцами, музыкантами, уличными артистами всех мастей, и просто гуляющими людьми. К сожалению, после ночного перелёта с пересадкой наша команда была слишком уставшей, и не смогла в полном объёме насладиться праздником.

Piazza Maggiore - главная площадь вечером в день св. Петрония
Piazza Maggiore - главная площадь вечером в день св. Петрония

Одной из главных отличительных черт Болоньи являются её бесконечные галереи. Большинство улиц старого города устроено одинаково - проезжая часть шириной в одну машину в центре и два тратуара по краям. Вот только, в отличие от остальных городов, тратуары сделаны в виде галерей, для защиты от дождя. Высота арок по закону не может быть менее 2,66 метров - чтобы мог проехать всадник. Всадников мы не видели, но закон до сих пор соблюдается.

Галереи Болоньи
Галереи Болоньи

Галереи довольно узкие. Если идти вдвоём, и навстречу тоже идут двое, то совсем не праздным становится вопрос, кто кому уступит дорогу. Не зря Манчолино в своей книге рассказывает о бое двое-на-двое, ох не зря.

Галереи Болоньи
Галереи Болоньи

Двери домов выходят сразу в галерею. Далеко не всегда можно с уверенностью сказать, что скрывается за внешне неприметной дверью: жилой дом, внутренний дворик, школа, церковь, музей в несколько этажей, - всё это может выглядеть внешне очень обманчиво.

День второй

На самом деле, мы приехали в Болонью не по улицам гулять. У нас был точный план действий, и мы приступили к его выполнению.

Первый пункт программы - Museo Civico Medievale - музей средневековья. Музей оказался крайне интересным, но особенно порадовал зал оружия. Во первых, там можно "живьём" увидеть оружие описанное и нарисованное в манускриптах Болонских мастеров. А во-вторых, можно купить книгу, в которой про каждый из представленных в зале экспонатов отдельная статья, с указанием размера, веса, и многочисленными ссылками на соответствующие источники. Конечно, мы немедленно купили эту книгу.

Особенно было интересно увидеть рядом два меча - один середины 16-го века, а второй - начала 17-го. У них оказалось больше различий, чем сходства. Всё, что могло измениться - изменилось. И всего за каких-то полвека...

Оружие Болонских мастеров фехтования
Оружие Болонских мастеров фехтования

В самом центре Болоньи стоят знаменитые due torri - две башни. Самая высокая - башня Азинелли (Asinelli), при высоте 97 метров является высочайшим зданием старого города. За небольшую плату можно подняться до самого верха. Изнутри башня пустая, - только лестница по периметру. Рядом стоит башня Гаризенда (Garisenda), гораздо меньшего размера, и заметно наклонённая. Вообще, в Италии довольно много "падающих" башен. То ли строить не умели, то ли им действительно пришла пора падать, но факт остаётся фактом. За время путешествия нам довелось видеть несколько подобных башен.

Due torri ночью
Due torri ночью

Рядом с Болоньей, на холме, стоит церковь Madonna di San Luca. Прямо от ворот города до неё ведёт крытая галерея, длинной почти 4 км, и состоящая из 666 арок. Галерею построили, чтобы поломники не мокли под дождём по дороге. Желающих посетить храм действительно очень много, и это не удивительно, - есть на что посмотреть.

Madonna di Luca
Madonna di Luca

День третий

Город Парма расположен примерно в полутора часах езды на электричке от Болоньи. Знаменит, в первую очередь, своим сыром "Пармезан". Такой сыр делают не только в Парме, но и в окресностях. Но нас интересовал не сыр, а сохранившаяся архитектура города. Сохранилось не так уж и много - город сильно пострадал во время Второй мировой войны. Сами здания стоят, но большинство витражей так и не восстановлено, и из-за этого в соборах режущий глаз, яркий, высококонтрастный свет.

Парма. А если бы здесь были бы витражи...
Парма. А если бы здесь были бы витражи...

Город Модена нам был интересен там, что именно в нём была впервые напечатана Мароццовская "Opera Nova". К сожалению, от времён маэстро сохранились только соборы. Как и в Парме почти не сохранились витражи, и храмы освещены таким же ужасными высококонтрастным светом.

Модена. И тоже без витражей...
Модена. И тоже без витражей...

День четвёртый

Скоростной поезд "Frecciabianca" ("Белая стрела") пролетел ~300 км между Болоньей и Миланом за 2 часа. Есть и ещё более скоростной поезд, "Frecciarossa" ("Красная стрела"), который пролетает это же расстояние за 1 час, но он заметно дороже, а потому мы приняли решение насладиться грехом жадности.

Музей Польди Пеццоли (Poldi Pezzoni) оказался закрыт. Жаль, там было что посмотреть.

Фото из музея Poldi Pezzoni. Снято не в эту поездку.
Фото из музея Poldi Pezzoni. Снято не в эту поездку.

Замок Франческо Сфорца, более известный как "Сфорческо". Прототип Московского Кремля, между прочим. Действительно, очень похож. Те же зубцы "ласточкин хвост", впрочем, далеко не редкие в Италии. Та же конструкция башен. Вот только наш Кремль в несколько раз больше.

Замок Сфорцеско
Замок Сфорцеско

В замке прекрасный оружейный зал. Много оружия и доспехов 16-17 и более поздних веков. Размещение экспонатов очень удобно, - всё можно посмотреть. Часть предметов расположена и вовсе без витрин.

Оружейный зал замка Сфорческо
Оружейный зал замка Сфорческо

В замке было не только оружие, но и множество других интересных вещей. Например вот, скульптура молодой женщины. Можно было подробно рассмотреть даже вышивку на платье.

Madonna dell coazzone, 1493 год.
Madonna dell coazzone, 1493 год.

Знаменитый Миланский Собор является одним из крупнейших в мире. Говорят, что в он может вместить до 35 тысяч человек. Не знаю, насколько это точно, но собор и правда огромен и очень красив. За небольшую плату можно подняться на крышу.

Миланский собор.
Миланский собор.
Миланский собор изнутри.
Миланский собор изнутри.
Миланский собор, крыша.
Миланский собор, крыша.

День пятый

Pinnacoteca - по нашему, картинная галерея. Представлены полотна 14-16 веков, в основном Болонских художников. Увы, но Болонская живопись известна в России ничуть не лучше, чем Болонское фехтование. А зря. Картины великолепны: фотографическая точность, тщательно прорисованные мелкие детали, игра красок, продуманные сюжеты... Первоисточников на времена Мароццо и Манчолино множество. Фотоаппарат даже близко не может такое передать.

Lipo di Dalmasio. Polittico. Написана в 1390 году.
Lipo di Dalmasio. Polittico. Написана в 1390 году.

Знаменитый Болонский университет, также известный как Alma Mater Studiorum. Основан в 1088 году, но продолжает работать и сейчас. Разумеется, мы в него зашли. Походили по коридорам, заглянули на лекции, сфотографировались с бюстами Данте и Коперника. В университете много интересных музеев, но на двери нас встретила табличка с лаконичной надписью, что, мол, зал закрыт на реконструкцию. Жаль.

Университетский квартал поразил свободой нравов. Студенты ходят, где хотят, садятся, на что хотят, и вообще, делают, что хотят. Стены исторических зданий обильно разукрашены граффити. Через улицу натянут какой-то грубо изготовленный плакат. Вечером люди сидят прямо на площаде, пьют вино, разговаривают.

Университетский квартал вечером.
Университетский квартал вечером.

В городе мало сохранилось со времён расцвета Болонского фехтования. Тем, не менее, удалось разыскать улицы, на которых преподавали некоторые из мастеров. Липо Дарди преподавал на улице Пиетралата (via Pietralata). Сейчас там не осталось ни одного строения того времени. Улица Сарагосса (Via Saragozza), на которой располагался зал Гвидо Антонио ди Лука, тоже полностью перестроена. А вот от аббатства Sainti Naborre e Felice, в котором преподавал Мароццо, кое-что сохранилось. Теперь там военный госпиталь, и внутрь не пускают. Пришлось ограничиться внешним осмотром. Подробнее о Болонских мастерах фехтования см. статью на нашем сайте.

Аббатство, в котором когда-то преподавал Мароццо, и наша небольшая команда на его фоне.
Аббатство, в котором когда-то преподавал Мароццо, и наша небольшая команда на его фоне.

День шестой

В Равенне мы окунулись в совсем другую историю, - ещё на 1000 лет раньше. Это времена около 5-7 веков н.э. С того времени до нас дошли великолепные мозаики.

Мозаики Равенны
Мозаики Равенны

В Равенне тоже занимаются фехтованием. Вот такие рекламные плакаты расклеены по городу:

О фехтовании в Равенне
О фехтовании в Равенне

День седьмой

Музей Археологии нам был не очень интересен. Судя по описаниию, в нём представлены экспонаты от палеолита, до древнего Рима. Так оно и оказалось. Совершенно классический музей, с огромными шкафами, заполненными артефактами и снабжёнными аккуратными подписями. Если бы наш клуб занимался, например, этруссками, нам было бы очень интересно.

Музей археологии
Музей археологии

От музея истории Болоньи я многого не ожидал. Предполагалось, что это будет типичный "краеведческий музей", коих я повидал множество. Я ошибся. Это оказался современный музей, в полном смысле этого слова: - аудио, видео, проекторы, разные модные интерактивные решения... Экспонатов представлено не слишком много, но они хорошо подобраны, и, самое главное, хорошо поданы. Если так можно выразиться, это было "музейное шоу".

Ландскнехты нарисованы на стекле, и между ними можно ходить. 
		Простое, но красивое решение.
Ландскнехты нарисованы на стекле, и между ними можно ходить. Простое, но красивое решение.

Тут будет уместно рассказать одну историю. В 1325 году между Болоньей и Моденой началась война. Причиной послужило обыкновенное ведро, которое было похищено из Болоньи. Болонцы пытались вернуть ведро дипломатическими методами, но не преуспели. Применили силу оружия, и тоже без толку. В общей сложности, война длилась 22 года, но вернуть ведро так и не удалось. Говорят, что оно и теперь почётно хранится в Модене. А в музее истории Болоньи висит картина, с описанием вышеизложенных событий. Правда, написана она уже в 1911 году.

Война за ведро
Война за ведро

День последний

План выполнен - пора уезжать. За 7 дней мы привыкли к городу. Болонья оказалась очень уютной и домашней. Мы многое узнали как о городе, так и о людях, его населяющих. Было отснято около 80 Гб фото и видео материалов. До половины места в чемоданах заполнили книги. И, тем не менее, многое не успели. Может быть в следующий раз...

Алексей Гарагатый
23.10.2014

2004 - 2017
Тула