Antonio Manciolino

Об этом мастере известно немного. Неизвестны даты рождения и смерти, из подробностей жизни известно лишь то, что учился он у Антонио ди Лука. Opera Nova ("Новая работа") является наиболее ранним из известных текстов о Болонском фехтовании.

Di Antonio Manciolino Bolognese opera nova. 1531 год.
Di Antonio Manciolino Bolognese opera nova. 1531 год.


Opera Nova опубликована в 1531 году. На обложке указано, что это сильно исправленное и перепечатанное издание. Очевидно, что существовало и более раннее издание. Дату первого издания можно реконструировать.

Манчолино посвящает свою книгу герцогу Дону Луиси Кордола (Allo illustrissimo don Luisi Cordola Duca sessia oratore del serenissimo Imperatore ad Adriano sesto). Дон Кордола действительно занимал эту должность в период с сентября 1522 до сентября 1523 года. Скорее всего в это время и было первое издание книги.

Несколько слов о самой книге

Во-первых, это учебник. Книга предназначена для новичков, которые ничего или практически ничего не знают о фехтовании. Манчолино проделал огромную работу, располагая материал от простого к сложному: от главных правил, от базовых позиций и ударов; через простые упражнения, к сложным комплексам атак с разным оружием. В книге нет ни гениальных озарений, ни спорных теорий – только уже отстоявшийся материал, накопленный несколькими поколениями учителей вполне научной традиции.

Во-вторых, это книга для чтения. Только последовательное, вдумчивое чтение и отработка с мечом в руке даёт полезный эффект. Все части книги взаимосвязаны. Но автор не описывает подробно, каким образом новое получается из рассказанного ранее. Читатель должен сам понять это, подумав над тем, что ему рассказано. Не механически повторить движения, а сознательно найти и усвоить знания, быть готовыми применять их на практике и импровизировать.

В третьих, автор – сам по себе человек очень интересный. Он – ренессансный гуманист в полном смысле этих слов. Когда ему нужно проиллюстрировать свои мысли, он цитирует Цицерона и Петрарку, ссылается на мифы античной Греции, и, вероятно, он рассчитывает, что читатель также легко ориентируется в культурном наследии и периода античности, и итальянского Ренессанса. Это может доставить неудобства человеку XXI века. Но всё же имеет смысл изучить и эти, казалось бы, далёкие от фехтования темы, потому что иначе критерии хорошего фехтования останутся непонятыми.