Scherma Bolognese. Воскресная школа фехтования.

Город Болонья

Болонский университет

Герб Болонского университета
Герб Болонского университета

Болонский университет — старейший непрерывно существующий университет Европы (основан в 1088 году). Уже в средние века это был важный интеллектуальный центр Европы. Сюда стекались ученые мужи со всего христианского мира.

Болонские студенты немецкой "нации" (землячества). Миниатюра XV века.
Болонские студенты немецкой "нации" (землячества). Миниатюра XV века.

Основание университета

На самом деле, точная дата основания университета неизвестна. Ещё с X-го века в Болонье существовала школа «свободных искусств», где ученики в виде дополнительных занятий к курсу риторики изучали римское право.

Лекция в Болонском университете
Лекция в Болонском университете

С 1088 года Ирнерий (он же Вернерий, Варнерий, Гарнерий) начинает свои публичные лекции о Римском праве. Именно этот момент и принято считать основанием университета.

Ирнерий одним из первых заинтересовался изучением римского права. Он начал не только расшифрововать труды римских юристов, но и толковать их. Это самое толкование вошло в науку как глоссирование текста, то есть написание на полях текста нового текста-толкования.

В XII веке болонская школа права преобретает мировую известность. Студенты приезжают со всей Европы. Среди них и молодёжь, и зрелые, семейные люди, и дети коронованных особ.

Центральная площадь Болонского университета. 1663 год.
Центральная площадь Болонского университета. 1663 год.

Особенности Болонского университета

Необычным для того времени было то, что в университет было невозможно поступить благодаря только своему положению (знание требовалось равно и с сына ремесленника, и с сына короля), а также то, что в его недра допускались женщины, и как студентки, и как преподавательницы.

Профессора выбирались студентами на определенное время, получали гонорар. Таким образом, находясь по статуcу в зависимости от университета и будучи лишь свободными в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

Болонский университет был юридическим, в противоположность другим университетам, в которых, в первую очередь, преподавалась теология. Следовательно, он не был подчинён церкви, так как не было нужды в специальном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией.

Влияние университета

За время своего существования болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на всю Западную Европу. Благодаря репутации своих профессоров Болонья рассматривалась как средоточие римского права: по общему мнению, только здесь можно было найти глубокое знание римских законов.

Выпускники Болонского университета растекались по всей Европе, распространяя полученные знания. Ими были основаны многие юридические факультеты в разных странах.

Среди самых известных студентов Болонского университета – Данте, Петрарка, Эразм Роттердамский, папа Николай V, Альбрехт Дюрер, Парацельс, Карло Гольдони, Луиджи Гальвани, Гульельмо Маркони, Николай Коперник и многие другие.

Страница из книги Николая Коперника "О вращении небесных сфер".
Страница из книги Николая Коперника "О вращении небесных сфер".

Университет и фехтование

В унивеститете не преподавали фехтование. Исторически подтверждена связь университета только с Филиппо Дарди, который был в нём профессором и занимался математикой, геометрией, астрономией и астрологией. Однако, влияние столь крупного учебного заведения проследить нетрудно.

С самого основания университета в Болонью стекались студенты со всей Европы. В основном это были неглупые люди, которые не только получали знания, но и делились своими, в том числе и по фехтованию. "Обмен фехтовальными знаниями" не мог происходить в тиши университетских кабинетов. Подобными знаниями обменивались в тёмных переулках, трактирах, и, конечно же на войне. Так, или иначе, но мастера Болоньи имели доступ к фехтовальным традициям разных стран Европы.

Высокие требования предъявлялись к качеству преподавания. Чтение лекций "с листа" не приветствовалось. От преподавателей требовали, чтобы речь их была живой и свободной, "словно у проповедника". Совершенно невозможно представить, чтобы какой-то человек, прослушав лекцию мирового (по меркам того времени) уровня, удовлетворился бы скучным, бессистемным маханием мечом.

Так же следует упомянуть относительно большое количество публикаций по фехтованию, методы подачи информации в них, попытки систематизации знаний. Такой подход более характерен для людей, проводящих значительное время не только с мечом, но и с книгой в руках.

Уникальная городская инфраструктура, уклад жизни студенческого города, наличие большого количества образованных людей, - всё это никак не могло не отразиться на всех сторонах жизни, в том числе и на фехтовании.

Учитывая вышесказанное, можно смело предположить значительное влияние университета на формирование и развитие фехтования в Болонье.

Наши дни

Болонский университет. Наши дни.
Болонский университет. Наши дни.

Сегодня в Болонье учатся тысячи талантливых студентов. Относительно их одаренности никаких сомнений быть не может — при конкурсе шесть человек на место есть возможность отобрать лучших. Да и тот факт, что ректорат Болонского университета поддерживает отношения с десятками высших учебных заведений по всему миру, тоже способствует притоку способной молодежи в этот итальянский город.

Как и в большинстве других вузов Европы, система обучения в Болонском университете трехступенчатая, соответствует международной классификации «бакалавр – магистр – доктор». Учебные планы состоят в основном из лекций – итальянское образование рассчитано в первую очередь на самостоятельную работу студентов. Всякая инициатива по проверке и уточнению знаний исходит от самого учащегося; задача преподавателя – посоветовать необходимую литературу и прояснить сложные вопросы на собеседованиях по определенным дням.

Центральная площадь Болонского университета. Наши дни.
Центральная площадь Болонского университета. Наши дни.
2004 - 2017
Тула