Scherma Bolognese. Воскресная школа фехтования.

Понятие Guardia в Болонском фехтовании

Одним из важнейших понятий в болонском фехтовании является понятие "guardia".

Буквальный перевод - "защита" оказался весьма неточным. Под словом "защита" часто подразумевается какое-то защитное действие. Какое-то движение, или положение, при котором боец непосредственно отражает атаку противника. Но в нашем случае это не так. Не все гвардии непосредственно отражают атаку.

Более точно слово guardia нужно перевести как «позиция». Но и это не совсем точно. "Позиция" часто предполагает некое статическое или почти статическое положение. Это тоже не верно. В некоторых гвардиях боец может оказываться буквально на мгновение, и не затем, чтобы в ней остаться.

И уж совсем не правильно переводить слово guardia как "стойка". Это вовсе не стойки.

Что же такое Guardia?

Как сказано в википедии, "Термин «гвардия» появился в Италии в XII веке и обозначал отборный отряд для охраны государственного знамени". Как известно, впоследствии отряды гвардии активно применялись для охраны vip-персон (например король или царь), важных объектов (например знамя), крупных материальных ценностий и т.п. Но какое это имеет отношение к фехтованию? Самое прямое.

Всё это вместе, и каждое в отдельности и есть Guardia. Теперь попробуем дать определение слова Guardia - это совокупность всех средств, которыми располагает боец в каждый момент времени. Ну, чем не отряд, защищающий vip-персону?

Как выглядит Guardia?

В широком смысле, любое положение, в котором находится боец - есть гвардия. Есть гвардии удачные, в которых боец хорошо защищён и может успешно атаковать. Есть неудачные, в которых лучше не оказываться. Всего в Болонском фехтовании применяется более 20 гвардий. Однако, каждый мастер имел своё мнение о том, какие из них нужно использовать. Так Мароццо описывает 12 гвардий, а Манчолино считает, что достаточно и 10.

Все гвардии имеют образные названия. Пронумеруют их несколько позднее, и уже другие мастера.

Каждая гвардия характеризует, в первую очередь, положение правой руки и оружия. В меньшей степени, положение плечевого пояса. Положение левой руки и ног может быть разным, и это не всегда имеет принципиальное значение. Обычно ноги стоят чуть шире плеч, стопы составляют угол примерно 40-60 градусов относительно друг друга.

В случае боя парным оружием (меч-дага, например) указывают отдельные гвардии для правой и левой руки. "Твоя левая нога должна быть впереди, дага в porta di ferro stretta. В твоей правой руке держи меч в coda longa e alta." - А. Мароццо. Положение ног при этом обычно соответствует положению основного оружия, т. е. правой руке.

Гвардии в первоисточниках описаны неточно. Верояно, их названия и смысл в то время были общеизвестны, и мастера лишь напоминают их читателю. Так Мароццо говорит: "Я не описываю это подробно, чтобы не быть слишком скучным в этой книге, но ты должен восполнить те вещи, которые я опустил...".

Внимательному читателю будет не трудно найти сходство между гвардиями Болонской школы и позициями в современном фехтовании. На просторах интернета можно без труда найти подобные исследования. Неоднократно проводились параллели между различными системами боя, существовавшими в разное время, в разных странах и использовавших разное оружие. Увы, это сходство чисто внешнее, и по мере изучения предмета, открывается всё больше и больше различий.

Два слова об источниках

К сожалению, мастера Болонской школы не сочли нужным привести в своих трудах не только изображения всех гвардий, но даже их подробное описание. Так Мароццо писал свою книгу для людей, уже прошедших курс обучения фехтованию, и кратко упоминул лишь 12 гвардий (к счастью, с иллюстрациями), хотя в тексте встречается бОльшее их количество. Манчолино для изучения фехтования считал достаточным всего 10 гвардий, которые и описал. Некоторые из этих описаний совпадают друг с другом, а некоторые - нет.

Таким образом, сегодня мы имеем далеко не полную систему гвардий. Часть из них являются реконструкцией.

Большим подспорьем в изучении гвардий оказалась книга Paul Hector Mair "De arte athletica". В ней автор описывает многие боевые искусства своего времени, в том числе и боевую систему, очешь похожую на изучаемую нами Болонскую школу. При описании части гвардий использованы иллюстрации из его книги.

2004 - 2017
Тула