Scherma Bolognese. Воскресная школа фехтования.

Болонский меч II

Эта статья является продолжением фильма "Болонский меч". В фильме рассказывалось о мече, который был бы хорош для Болонского фехтования, о том, что мастера сами о нём говорили, и о том, к чему наш клуб пришел в результате многолетних экспериментов.

В октябре 2014 года мы совершили поездку в город Болонья, в котором посетили Пинакотеку (Pinacoteca Nazionale di Bologna) - картинную галерею. В ней представлено довольно много картин, в основном Болонских художников. Большая их часть на религиозную тему - итальянцы очень набожны. Но нас интересует не религия, а изображения воинов и мечей в их руках. Забегая вперёд, скажу, что нам удалось найти подтверждения многим тезисам, высказанным в фильме.

Для начала повторим некоторые особенности меча, которые были бы удобны для Болонского фехтования:

  1. Клинок универсальный, позволяющий и рубить и колоть. Не слишком длинный, относительно равномерно сужающийся к острию.
  2. Перекрестье широкое, позволяет эффективно отражать удары.
  3. Рукоять довольно короткая - точно по размеру ладони. Кисть руки как бы фиксируется между перекрестьем и противовесом.
  4. Хват "овергард", т.е. указательный палец перекидывается через перекрестье.
  5. Желательно наличие защиты кисти руки.

Мы обнаружили изображения самых разных мечей, и в этом нет ничего удивительного. Часть мечей изображено условно, и они нам совсем не интересны. Но несколько мечей изображены очень подробно, на них и остановимся.

Giovanni da Bologna. Pollitico. Около 1380 года.

Про Джованни Болонского (Giovanni da Bologna) известно не много. Судя по имени, родом он из Болоньи. Также жил в Венеции и Тревизо (небольшой городок рядом с Венецией). Документированные годы жизни - 1377-1389.

Giovanni da Bologna. Pollitico. Общий вид.
Giovanni da Bologna. Pollitico. Общий вид.
Giovanni da Bologna. Pollitico. Фрагмент.
Giovanni da Bologna. Pollitico. Фрагмент.

Примечание: В данном случае "Pollitico" - это вовсе не "политика", а "полиптих". Так называли многостворчатый живописный или рельефный складень, либо группу картин, связанных общим замыслом и единством цветового и композиционного строя.

Из всей картины нам интересен меч, изображённый в правом нижнем углу картины (см. фрагмент). Судить о "универсальности" клинка трудно - debole прорисовано не чётко. Но рукоять - совсем другое дело. Широкое, мощное перекрестье, короткая рукоять, даже не по ширине ладони, а только под три пальца. Но самое главное - хват. Чётко виден указательный палец, перекинутый через перекрестье меча. Для Болонского фехтования такой меч был бы очень удобен.

Меч с простым перекрестьем из книги A. Marozzo 1536 года издания.
Меч с простым перекрестьем из книги A. Marozzo 1536 года издания.

Подобный меч с простым перекрестьем, но с хватом "овергард" часто встречается на иллюстрациях в книге А. Мароццо 1536 года издания.

Lipo di Dalmasio. Polittico. Около 1390 года.

Липо из Далмасио жил в Болонье и Пистойа (это ближе к Флоренции) в 1377 - 1410 годах.

Lipo di Dalmasio. Polittico. Общий вид.
Lipo di Dalmasio. Polittico. Общий вид.
Lipo di Dalmasio. Polittico. Фрагмент.
Lipo di Dalmasio. Polittico. Фрагмент.

На картине справа изображен совсем другой меч. Он гораздо длиннее, и с длинной рукоятью. Сейчас такой бы назвали "полуторным". Не понятно почему никто из Болонских мастеров фехтования не описал работу таким мечом. Не вызывает сомнений, что полуторные мечи в северной Италии были, чему мы и видим подтверждение на картине, но почему не сохранилось техник работы с ними?

Может быть этот меч и не нужно было бы упоминать в контексте Болонского фехтования, если бы не перекрестье. Уже знакомый нам, легко узнаваемый "овергард", и кольцо для защиты пальца. Изображение не оставляет сомнений - палец проходит в это кольцо.

Меч из книги A. Marozzo 1536 года издания.
Меч из книги A. Marozzo 1536 года издания.

У А. Мароццо такой меч изображен на иллюстрации к главе о бое двумя мечами. В правой руке воин держит меч с точно такой же защитой указательного пальца, как и на картине, только в одноручном варианте.

Giovanni Martorelli. Polittico. Около 1460 года.

Джованни Марторелли жил в Брешии в 1439-1480 гг. Это к северу от Болоньи, ближе к Милану.

Giovanni Martorelli. Polittico. Общий вид.
Giovanni Martorelli. Polittico. Общий вид.
Giovanni Martorelli. Polittico. Фрагмент.
Giovanni Martorelli. Polittico. Фрагмент.

Нас интересует меч, изображенный в нижнем ряду, слева. Он относительно небольшого размера. Клинок, явно удобнее для колющих ударов. Прорисовано ребро жёсткости. Рукоять короткая, но, главное, - защита не только указательного пальца, но и "дужка" для защиты кисти руки.

Pietro di Cristoforo Vannucci detto il Perugino. Мадонна... Около 1500 года.

Родился в городе Перуждия (Perugia) в 1446, или 1450 году. Умер в 1523. Написал много картин. Жил и работал в разных городах Италии. В Болонье представлена его работа "Madonna con Bambino in gloria e i santi Giovanni evangelista, Appolonia, Caterian d'Alessandria e Michele arcangelo", т.е. "Мадонна с Младенцем во славе и святые евангелист Джованни, Апполония, Катерина Александрийския и архангел Михаил".

Pietro di Cristoforo Vannucci detto il Perugino. Madonna... Общий вид.
Pietro di Cristoforo Vannucci detto il Perugino. Madonna... Общий вид.
Pietro di Cristoforo Vannucci detto il Perugino. Madonna... Фрагмент.
Pietro di Cristoforo Vannucci detto il Perugino. Madonna... Фрагмент.

Нам интересен меч архангела Михаила. Клинок не видно, но рассмотрим рукоять. Те же самые узнаваемые элементы: короткая рукоять, возможность "овергарда", и уже весьма развитая защита кисти руки.

Меч из книги A. Marozzo 1536 года издания.
Меч из книги A. Marozzo 1536 года издания.

У Мароццо есть и такой меч с двумя гардами и дужкой для защиты кисти. Эта иллюстрация из главы про гвардию beca cesa. Хотя гарды этих мечей нельзя назвать идентичными, но общее конструктивное решение очевидно.

Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna... 1526 год.

Джакомо Райболини родился и жил в Болонье в 1486-1557 годах. Ровесник и современник А. Мароццо (1484-1554), кстати. Нас интересует его картина "Madonna con Bambino e i santi Giorgio, Giovannino, Sebastiano, Francesco, Berberdino, e angeli", - "Мадонна с Младенцем и святыми Георгием, Джованнино, Себастьяно, Францеско, Бернердино и ангелами".

Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna... Общий вид.
Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna... Общий вид.
Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna... Фрагмент.
Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna... Фрагмент.
Меч из книги A. Marozzo 1536 года издания.
Меч из книги A. Marozzo 1536 года издания.

Этот меч отличается от предыдущего одним важным элементом: небольшим кольцом, закреплённым на гардах. Это кольцо направлено вбок, и, если можно так выразиться, добавляет мечу третье измерение. Действительно, этот меч уже не плоский. Это уже "spada da lato". Оружие с таким кольцом есть и у Мароццо. Однако, рассмотрим картину подробнее.

Случаен ли выбор святых для картины? Может быть и случаен, но есть одна небольшая деталь. Доминирующее положение на картине занимают св. Себастьяно и св. Георгий, слева и справа, соответственно. Читаем у Мароццо в первой главе: "Хвала святому всемогущему Богу, и святейшей Деве Марии, и господину святому Себастьяну, и господину святому Роко, и святому рыцарю Георгию, и всем другим святым ...". Тоже Георгий и Себастьяно, и тоже на самом видном месте, хотя и в несколько другой компании. "Притянуто за уши"? Я тоже сначала так подумал, но посмотрим на меч св. Георгия.

Меч св. Георгия великолепен, и отлично подойдёт для Болонского фехтования. Клинок в ножнах, и о нём трудно судить. Хотя, ножны довольно широкие, что наводит на мысль о возможности нанесения таким клинком эффективных рубящих ударов. Рукоять не длинная, как раз под ладонь. Перекрестье широкое. Развитая, для того времени, защита кисти руки. Обратите внимание на меховую отделку рукояти сверху и снизу. Украшение? Возможно. Только у нас в клубе перчатки более всего изнашиваются как раз в тех местах, где на картине изображен мех. Случайность? Может быть.

Ну и что? Ну и что такого, что два человека, жившие в одно время, в одном, не таком уж и большом (в то время не более 60000 человек населения) городе, будучи ровесниками, предпочитали одних и тех же святых и использовали одно и то же оружие? Правильно. Ничего. Они могли даже не быть знакомы. Сюжет картины, - Мадонна с Младенцем и разными святыми, сам по себе довольно популярен. Меч, идеально подходящий для Болонского фехтования, могли просто принести из оружейной комнаты, как и доспехи, кстати. Будем считать всё это просто интересным совпадением.

Справедливости ради нужно сказать, что на иллюстрациях у Мароццо нет ни одного меча, в котором были бы собраны все элементы защиты кисти руки вместе. В этом нет проблемы, ведь каждый из них изображен отдельно, а все в сборе они показаны на картине. Всё-таки у Мароццо книга о фехтовании, а не о мечах.

Так о чём это всё?

Уже в конце 14-го века в Болонье практикуется хват "овергард" и, что естественно, существует подходящая для него конструкция рукояти. В это же время появляются элементы защиты кисти руки, которые к середине 15 века становятся уже довольно развитыми. К 1500 году мы видим вполне сформировавшуюся гарду. А на картине 1526 года так и вообще идеальное Болонское оружие. К сожалению, очень трудно судить о клинках, даже если они изображены не в ножнах. Придётся оставить этот вопрос для будущих исследований.

Алексей Гарагатый
16.11.2014

2004 - 2017
Тула