Scherma Bolognese. Воскресная школа фехтования.

Болонский меч III

В картинной галерее города Болонья (Pinacoteca Nazionale di Bologna) мы обнаружили довольно много мечей с "простым S-образным перекрестьем". Технически, это обычное перекрестье, но его передняя часть (там, где filo dritto) загнута горизонтально влево, а задняя (там, где filo falso) - вправо. Посмотрим на эти мечи.

Raffaello Sanzio. "Santa Cecilia in estasi con i santi Paolo, Giovanni evangelista, Agostino e Maria Maddalena".

Картина называется "Святая Цецилия в исступлении со святыми Паоло, евангелистом Джованни, Агустином и Марией Магдаленой". Картина писалась около двух лет, в 1515-1516 гг по заказу Елены Дульоли (Elena Duglioli dall'Olio, 1472-1520).

Нам интересен меч в руках у Святого Паоло. Это одноручный меч с очень тонким клинком. Такое оружие называется "spada da stocco", что буквально переводится как "колющий меч". Помимо перекрестья, следует обратить внимание на конструкцию острия этого меча.

Raffaello Sanzio. Santa Cecilia in estasi con i santi Paolo, Giovanni evangelista, Agostino e Maria Maddalena. Общий вид.
Raffaello Sanzio. Santa Cecilia in estasi con i santi Paolo, Giovanni evangelista, Agostino e Maria Maddalena. Фрагмент.
Raffaello Sanzio. Santa Cecilia in estasi con i santi Paolo, Giovanni evangelista, Agostino e Maria Maddalena. Фрагмент.

Innocenzo Francucci. "Madonna col Bambino in gloria e santi Michele arcangelo, Pietro e Benedetto". 1517/1522

Картина называется "Мадонна с Младенцем во славе и святые архангел Михаил, Петр и Бенедикт". Инноченцо Франкуччи также известен как Инноченцо Имольский (Innocenzo da Imola).

В руке архангела Михаила интересующий нас меч. Самый обычный меч, с универсальным рубяще-колющим клинком. Размер рукояти типичен для Болонских мечей - точно по размеру ладони.

Innocenzo Francucci. Madonna col Bambino in gloria e santi Michele arcangelo, Pietro e Benedetto. Общий вид.
Innocenzo Francucci. Madonna col Bambino in gloria e santi Michele arcangelo, Pietro e Benedetto. Фрагмент.

Orazio Samacchini. "Madonna in Gloria incoronata dalla Trinità con i Santi".

Картина называется "Мадонна во славе венчанная Троицей со святыми", и написана в 1570 году. Художник изобразил два меча. Первый меч расположен в правом нижнем углу. Уже знакомая нам по предыдущим картинам короткая рукоять, и S-образное перекрестье. Второй меч расположен по центру, чуть левее. Это тоже уже знакомая нам конструкция, но с развитой защитой кисти руки. Перекрестье тоже изогнуто, но, если художник был точен, в противоположную сторону. Т.е. задняя часть (а именно она видна) - влево.

Orazio Samacchini.
Orazio Samacchini.
Orazio Samacchini.

Guido Reni. "Sansone vittorioso".

Гвидо Рени (Guido Reni) 1575-1642. Известный живописец Болонской школы. Жил и работал в Болонье и в Риме. Его картины можно встретить и в Лувре, и в Дрезденской галерее, и в Эрмитаже.

Картина называется "Самсон победоносный", и написана в 1611 году. Увы, меч прорисован несколько менее подробно, чем предыдущие.

Guido Reni. Sansone vittorioso. Общий вид.
Guido Reni. Sansone vittorioso. Фрагмент.

Guido Reni. "Gesu Cristo in pieta pianto dalla Madonna e adorato dai santi Petronio, Francesco, Domenico, Procolo e Carlo Borromeo".

Снова картина Гвидо Рени. Название: "Иисус Христос в милосердном плаче Мадонны и благоговении святых Петронио, Франческо, Доменико, Проколо и Карло Барромео". Картина написана в 1616 году. В нижней части картины важная деталь - условное изображение города Болонья. Этот элемент часто встречается на картинах болонских художников. Когда нужно связать сюжет с Болоньей - всегда рисуют такой город с крепостной стеной и двумя склонёнными башнями в центре.

Интересующий нас меч мирно лежит прямо над городом, чуть правее. Если посмотреть внимательнее, становится видно, что клинок в ножнах изогнут.

Guido Reni. Gesu Cristo in pieta pianto dalla Madonna e adorato dai santi Petronio, Francesco, Domenico, Procolo e Carlo Borromeo. Общий вид.
Guido Reni. Gesu Cristo in pieta pianto dalla Madonna e adorato dai santi Petronio, Francesco, Domenico, Procolo e Carlo Borromeo. Фрагмент.

Настоящее оружие

И, наконец, несколько примеров настоящих мечей с S-образным перекрестьем. Все приведённые изделия датируются от последней четверти 15-го до первой четверти 16-го века.

Так о чём это всё?

"S-образное" перекрестье применялось в Болонье, и, судя по всему, весьма широко. Устанавливалось на клинки самых разных конструкций. Разворот перекрестья (влево-вправо) мог быть разный, но есть основания предполагать, что чаще передняя часть загиналась влево.

Алексей Гарагатый
21.01.2015

2004 - 2017
Тула