Scherma Bolognese. Воскресная школа фехтования.

Как узнать "Болонский меч"?

Вопрос далеко не праздный. До наших дней дошло множество мечей и их изображений. Изготовлены они были в разное время, в разных странах, разными людьми, и, естественно, работали по-разному. Как же узнать те, которые могли применяться для "Болонского фехтования".

В общем случае, придерживаться принципов "Болонского фехтования" можно хоть с черенком от лопаты. Однако, сами Мастера ориентировались на весьма определённое оружие, бытовавшее в северной Италии (не только в Болонье), в 16-м веке. Именно это оружие является наиболее удобным, именно на него рассчитаны описанные движения, и именно оно изображено в первоисточниках. Никакого особенного названия этого меча не сохранилось - просто "spada". Мы же под термином "Болонский меч" будем понимать существовавшее в прошлом оружие, максимально хорошо подходящее для действий, описанных Мастерами в первоисточниках. Для краткости, сократим название до БМ.

Внешние признаки

Подробно про работу БМ рассказывается в нашем одноимённом фильме. Главный критерий - "тест-качели". Про него тоже рассказывается в фильме. Но для проведения этого теста нужен сам меч. А если его нет? Если у нас только фото, или старая картина? Попробуем отличить БМ и в этом случае.

В первую очередь нужно смотреть на клинок. Это самая главная часть меча. Но, вот беда, именно клинок чаще всего не очень видно. Он может быть в ножнах, может быть не показан, может быть сфотографирован с неудачного ракурса. Да и сама характеристика клинка БМ ("прямой обоюдоострый рубяще-колющий") настолько общая, что никак не может служить узнаваемым признаком.

Смотрим на рукоять. Именно она чаще всего показана на изобразительных источниках, и именно она содержит несколько узнаваемых элементов. Подробно про рукоять тоже рассказывается в вышеуказанном фильме. Перечислим основные узнаваемые внешние признаки рукоятей БМ и разберём их подробнее:

Хват овергард

Это такой способ удержания оружия, при котором указательный палец перекидывается через перекрестье. Применялся далеко не только в Болонье, но и во многих других местах. Вот, например, скульптура Anibale I Bentivoglio, правившего Болоньей в 1443-1445 гг. Более подробно такой способ удержания меча планируется рассмотреть в отдельной работе.

Anibale  I Bentivoglio

Короткая рукоять

Это рукоять точно по размеру кисти руку. Настолько маленькая, что меч не только трудно взять в защитной перчатке, но и даже простым кулачным хватом. Если использовать "овергард", то кисть руки плотно помещается между перекрестьем и противовесом. Очень хорошо такой меч изображен на картине Джакомо Райболини (Giacomo Raibolini) "Madonna con Bambino e i santi Giorgio, Giovannino, Sebastiano, Francesco, Berberdino, e angeli". Более подробное сравнение изображенных у Мароццо мечей с изобразительными источниками проводится в отдельной работе.

Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna... Фрагмент.

Массивный противовес

Что такое "массивный"? Конечно, всё в мире относительно. Массивный относительно чего? Вот, для сравнения, два противовеса. В правом нижнем углу иллюстрация из А. Мароццо. В левом верхнем углу иллюстрация из книги тоже Болонского мастера, Джироламо Кавалькабо (Girolamo Cavalcabo), впервые вышедшей в 1580 г. Иллюстрация взята из немецкого издания 1611 г. Кавалькабо уже практикует совсем другое фехтование, которое мы бы назвали "дуэльным". Не трудно заметить отличия как в конструкции рукояти, так и в способе удержания оружия. Отличия в размере противовеса видны невооруженным глазом.

Anibale  I Bentivoglio

Посмотрим, как соотносятся рукояти изображенного в первоисточниках оружия с вышеуказанными внешними узнаваемыми признаками.

Antonio Manciolino, 1531 г.

Маестро немногословен. От лишь советует людем невысокого роста брать более короткое оружие. Иллюстрации в книге не соответствую следующему за ними тексту, и мало могут рассказать о мечах того времени. Увы, но из дальнейшего исследования работу Манчолино придётся исключить.

Achille Marozzo, 1536 г.

Иллюстрации из издания 1536 года поразительно точны. Всё прорисовано до мельчайших деталий. Это издание является одним из полезнейших для понимания конструкции БМ. Подробно это издание рассматривается на отдельной странице, а здесь только выводы.

Изображено 34 одноручных меча. 2 из них в ножнах, и говорить о хвате нет смысла. 3 варианта спорные. Но остальные 29 изделий удерживаются хватом "овергард". Для тех двух мечей, что в ножнах, вопрос длины рукояти оставим открытым - не с чем сравнить. 4 меча нарисованы так, что рукоять закрыта кистью руки, и её не видно (хотя это и говорит о её относительно небольшой длине). На остальных 28 рисунках длина рукояти как раз соответствует ширине ладони. Противовес не удалось точно идентифицировать на 3-х изображениях, но на остальных 31-м он подходящего размера.

Achille Marozzo, 1568 г.

В издании 1568 года все иллюстрации перерисованы. Подробный разбор издания на отдельной странице, а здесь только выводы.

Изображено 32 меча. Только один из них удерживается кулачным хватом - остальные 31 - "овергард". О длине рукояти трудно судить в 5-и случаях. У остальные 27-и мечей длина рукояти как раз соответствует ширине ладони. Противовес не видно только в 3-х случаях. 29 - подходящие.

G. dall'Agocchie

К сожалению, Маэстро не посчитал нужным снабдить свой труд иллюстрациями.

A. Viggiani, 1575 г.

У Виджани, в отличие от других мастеров, изображена развитая защита кисти руки. Как и в предыдущих случаях, подробный разбор на отдельной странице, а здесь выводы.

Изображено 11 мечей. 2 из них в ножнах и хват не видно. В одном случае - кулачный хват, остальные 8 - "овергард". В трёх случаях о длине рукояти трудно судить, но в остальных 8-и она подходящей длины. В 8-и случаях противовес массивный. В двух случаях его не видно. В одном случае противовес выглядит маленьким.

Что у нас получается?

Всего рассмотрено 77 мечей. Можно судить о хвате у 70-и из них. 2 раза применяется кулачный хват и 68 - "овергард", что составляет 97 %. О длине рукояти можно судить у 63-х мечей, и во всех 100% случаях её длина точно соответствует ширине ладони. Противовес подробно нарисован у 69 мечей, и только у одного из них он выглядит маленьким. 98.5 % мечей изображены с большим противовесом.

Сложим все признаки вместе ("овергард" + длина рукояти + размер противовеса). Всего 202 элемента, из которых 3 не соответвуют заявленным параметрам (2 кулачных хвата и 1 маленький противовес) - 1.5 %. А остальные 199 (98.5%) соответствуют.

Итого...

Являются-ли вышеуказанные признаки достаточными, для опознания БМ? Конечно, "нет". Ни каждый из них по-отдельности, ни все они вместе, не могут служить однозначным критерием для идентификации БМ. Но являются ли они необходимыми? Конечно, "да". У БМ должна быть и короткая рукоять, и относительно массивный противовес, и удерживаться такой меч должен хватом "овергард".

Не следует совсем забывать и про вышеуказанные 1.5%, выбивающиеся из общей группы. Возможно, однажды это оружие станет темой отдельного исследования, а пока имеет смысл ориентироваться на абсолютно подавляющие 98.5%.

Два слова о гардах

Часто БМ пытаются идентифицировать по характерной гарде, состоящей из 3-х пересекающихся колец. Такие мечи в Болонье были. Но было и множество других. Никто из Мастеров не описывает конкретную конструкцию гарды, и лишь только Виджиани говорит, что "хорошо, если она есть". На нижеследующей картинке собраны различные варианты гард из первоисточников.

Способы удержания меча у Болонских Мастеров фехтования

19 разных конструкций защиты руки. Нет ни одного меча с чашкой ("spada a tazza"). Такие мечи появляются в Болонье несколько позднее, на рубеже 16-17 вв. Если же рассматривать "кольца", то мы имеем огромное разнообразие конструкций, от простого перекрестья до весьма развитой гарды. В среднем, на каждые 4 меча меняется конструкция гарды. Итог - конструкция гарды никак не может служить узнаваемым признаком Болонского меча.

Алексей Гарагатый
25.11.2015

2004 - 2017
Тула