Scherma Bolognese. Воскресная школа фехтования.

Таргетта - младшая сестра тарги

Что это такое

Буквально "targhetta" переводится как "маленькая тарга", или "дощечка". Технически, это почти такой же щит, как и тарга, но гораздо более дешёвый.

Таргетты из музея Civico Medievale, Bologna.

Вот так описывает таргетту Lionello Boccia в каталоге «L'armeria del museo civico medievale di Bologna» 1991 года издания. Номер по каталогу 183: "Деревянная, в поперечном сечении выпуклая в средней оси и затем нисходящая, покрытая снаружи и изнутри тонким пергаментом; длинный крючок, повёрнутый кверху, приклёпан снизу. Внутренних стальных оковок три. Из них центральная несёт веретенообразную рукоять (с явным сужением в веретенообразную форму по краям), профилированную, из сердечника которой выходят четыре изогнутых по шаблону металлических полосы, заканчивающихся упорами с завитками и с заклёпками; обе верхних полосы имеют расширение для большого пальца. Две других оковки согнуты под прямым углом на концах и усиливают боковые стороны, и до середины каждой меньшей стороны. Головки заклёпок видны снаружи".

Таргетта №183 из музея Civico Medievale, Bologna
Таргетта №183 из музея Civico Medievale, Bologna
Рукоять Таргетты №183 из музея Civico Medievale, Bologna
Рукоять Таргетты №183 из музея Civico Medievale, Bologna
Боевые повреждения Таргетты №183 из музея Civico Medievale, Bologna
Боевые повреждения Таргетты №183 из музея Civico Medievale, Bologna

Под номером 184 в каталоге описана ещё одна таргетта, аналогичная предыдущей. Она несколько больше по площади. С внутренней стороны щита, напротив рукояти, прикреплена металлическая пластина, вероятно, служащая для защиты руки в случая, если противнику удастся проколоть щит. Внешняя сторона щита имеет многочисленные боевые повреждения по всей площади. Углы сильно повреждены, и можно судить о внутреннем устройстве щита.

Таргетта №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Таргетта №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Рукоять таргетты №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Рукоять таргетты №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Вид сбоку таргетты №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Вид сбоку таргетты №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Боевые повреждения таргетты №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Боевые повреждения таргетты №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Повреждённый угол таргетты №184 из музея Civico Medievale, Bologna
Повреждённый угол таргетты №184 из музея Civico Medievale, Bologna

Таргетты из разных музеев

Таргетта из неизвестного музея, Италия, середина XVI в.
Таргетта из неизвестного музея, Италия, середина XVI в.
Таргетта из неизвестного музея, Италия, середина XVI в.
Таргетта из неизвестного музея, Италия, середина XVI в.
Таргетта из Kelvingrove Art Gallery and Museum, Glasgo, Италия, середина XVI в.
Таргетта из Kelvingrove Art Gallery and Museum, Glasgo, Италия, середина XVI в.
Таргетта из Armeria Reale, Turin.
Таргетта из Armeria Reale, Turin.
Способ удержания таргетты. Экспонат из частной коллекции.
Способ удержания таргетты. Экспонат из частной коллекции.

Таргетта в работах Болонских мастеров

Тарга из работы ди Грасси, 1570 г.
Тарга из работы ди Грасси, 1570 г.

Хотя Lionello Boccia ссылается на Мароццо и ди Грасси в качестве примеров работы с таргеттой, указанные мастера называют свой щит "targa", и на большинстве иллюстраций изображён щит с сильным волнообразным изгибом. Но у ди Грасси есть одно изображение щита, который, хотя и называется "тарга", но выглядит более похожим на таргетту. Оба щита, тарга и таргетта, очень близки по параметрам, и есть все основания предполагать, что с практической точки зрения работа с ними идентична.

Алексей Гарагатый
06.02.2016

2004 - 2018
Тула