Последние Мастера Болонской школы

Во второй половине XVI века развитие традиционного Болонского фехтования прекратилось - в моду вошло гражданское фехтование и тонкие рапиры. Неумолимое течение времени потребовало уже совсем других методик. Тем не менее, в конце XVI - начале XVII веков Болонское фехтование не утратило актуальности, а мастера пытались приспособить его к изменившемуся миру. Назовём некоторых из них.

Mercurio Spetioli da Fermo




Написал совсем небольшую работу, объёмом всего 22 страницы под названием "Capitolo di m. Mercurio Spetioli da Fermo, nel quale si mostra il modo di saper bene schermire, & caualcare." Книга была издана в Болонье, в 1577 году. Сейчас его работу можно найти в библиотеке Болонского университета и в Риме, в "Biblioteca Casanatense".

Girolamo Cavalcabo




Джироламо Кавалькабо работал в Болонском стиле и, вероятно, был последователем Анжело Виджани. Помимо только меча (spada sola), использовал кинжал и плащ. В 1580-1590 гг. держал школу фехтования в Лондоне. В Париже был инструктором при дворе Генриха IV, хотя и не совсем понятно в каких именно годах это происходило. Его книга "Nobilissimo discorso intorno il schermo" ("Благороднейший разговор о фехтовании"), также известная как манускрипт "MS Italien 1527" была напечатана в 1580. Также было издание на французском (1597 год) и отлично иллюстрированное издание на немецком (1611 год).

Torquato d’Alessandri




Продолжил работу Виджиани, используя его методы и терминологию. В 1609 году издал книгу "Il Cavalier Compito dialogo del Sig. Torquato d’Alessandri".

Alessandro Senese




Про самого Мастера известно немного. В 1660 году в Болонье вышла его книга "Il Vero Maneggio Di Spada" - "Истинное владение мечом", посвящённая Карлу Фердинанду, эрцгерцогу Австрии. Книга написана частично на латыни, частично на хорошем итальянском. Приведены хорошие иллюстрации с чертежами и объяснениями. Описывается работа практически только одним мечом, без оружия в левой руке, и с абсолютным преобладанием колющих ударов.

Помимо "широкой и узкой игры", описанной мастерами первой половины XVI века, Сенесэ описывает "длинную и короткую игру". Очень подробно, с чертежами, описывает работу центра тяжести бойца. Рассказывает про "идеальные линии", - те, по которым необходимо наносить укол.

В целом, это уже совсем не то фехтование, которое описали в своих трудах мастера первой половины XVI века.

Paolo Bertelli




Рorta di ferro stretta (слева) и гвардия Бертелли (справа)
Рorta di ferro stretta (слева) и гвардия Бертелли (справа)


В 1800 году в Болонье вышла его книга "Trattato di scherma ossia modo di maneggiare la spada e la sciabla di Paolo Bertelli" - "Трактат о фехтовании, т.е. способ владения мечом и саблей". Он много пишет интересного и про Болонью, и про "Академию фехтования", которая существовала в городе в то время, и про многих предыдущих мастеров фехтования, не только итальянских. Хвалит А. Мароццо. Во многом соглашается с Джованни далл`Агокки.

Но это уже не классическая болонская традиция. Так, он совсем по-другому работает со временем (tempo) и расстоянием (misura), не так, как классики. Он рассматривает положение кисти руки отдельно от понятия гвардии, чего совсем не делают классики. А вот собственно "гвардия" у него только одна, и совершенно не похожая на классические.

Carlo Giuseppe Colombani




Carlo Giuseppe Colombani (1676 - 1735/6) был итальянским солдатом, мастером фехтования и дантистом. Родился 21 января 1676 в Сан Бортоломео семье Францеско и Изабеллы Коломбани. В возрасте 17 лет (1693 год) пошел в армию, чтобы воевать против Франции. Принимал участие во многих битвах, и в конце войны был уже офицером и ассистентом знаменосца. За мужество получил титул "Alfier Lombardo" ("гордость Ломбардии"). После войны много путешествовал, зарабатывая уроками фехтования и публичными выступлениями. Также занимался кукольными представлениями, выступлениями на канате и даже шарлатанством. Только в 1709 году он женился на дочери зубного врача, перебрался в Венецию и вскоре тоже получил диплом дантиста. В 1710-1712 годах практикует шарлатанские медицинские выступления на площади в Венеции доказывая, что он самый искустный дантист в городе, пока его жена Апполония (действительно неплохой дантист) ему это не запретила. В это же время (1711) он издаёт книгу "L'Arte Maestra", в которой прослеживается связь со школой Дарди, и используются иллюстрации из "Opera Nova" Marozzo. Помимо этого, Colombani написал ещё несколько книг на разные темы. Апполония тоже написала трактат о лечении зубов в 1719 году. Умер в 1735 или 1736 году очень больным человеком.