Анжело Виджиани (Angelo Viggiani, он же Angelo Vizzani). Дата рождения не известна, но это было около 1517-1519 гг. Умер в 1552 году. Его книга "Trattato d'uno Schermo di spada sola da filo ... " была написана в 1551 году, но опубликована только в 1575, под названием "Lo Schermo d'Angelo Viggiano dal Montone da Bologna". Третья часть трактата, в которой и рассказывается о фехтовании, переведена на русский язык.
В своей книге Виджиани сильно упрощает традицию. Количество гвардий сокращается до семи. Образные названия сменяются более функциональными.
Виджиани считал, что достаточно следующих гвардий:
Представляет интерес попытка Виджианни изобразить связь гвардий и ударов друг с другом с помощью деревьев.
Виджиани утверждал, что может подготовить человека к дуэли за получасовой урок. Этот урок включал в себя следующее:
Мнение первое. Говорят, что Виджиани опередил своё время (возможно, он и сам так считал, отдавая распоряжение напечатать его труды только после смерти). Он предложил систему, которая проще и понятнее, чем предшествующие. Кроме того, его система лучше подходит для рапиры, которая набирала в то время популярность. Хороша она и для людей, которые не могли, или не хотели тратить много времени на обучение. Использование меча без вспомогательного оружия, унификация названий, понятие "tempo" - всё это станет обычной практикой уже в начале XVII века.
Мнение второе. Говорят, что система Виджиани на самом деле ничего не упрощает. Уменьшение количества названий само по себе не даёт преимуществ. Деревья Виджиани могут как упростить, так и усложнить понимание. Упрощённые методики обучения не обязательно дают преимущества, но даже наоборот, могут провоцировать дилетантский подход к фехтованию.
В частности, Джордж Сильвер в своей книге "Парадоксы защиты" (George Silver. "Paradoxes of Defense", Англия, 1599 год.) резко критикует итальянское фехтование вообще, и итальянских учителей в частности. Хотя имя Виджиани не упоминается, но описанные им технологии очень похожи на критикуемые Сильвером.
Мнение третье. Виджиани жил в весьма непростое время. Классическое Болонское фехтование предназначалось для мощного боевого меча и практического применения в бою. Но на полях сражений в это время всё чаще стреляли, что в первую очередь и определяло успех. С другой стороны, в моду входили тонкие рапиры и поединки без свидетелей (дуэли). Вероятно мастер просто старался идти в ногу со временем, и пытался предложить технологии, адекватные потребностям.