Spiedo alla Bolognese - "Болонское копьё"

У Болонских мастеров

Болонские мастера описывают работу с довольно необычным оружием. Мароццо называет его "Partesana", а Манчолино - "Partegiana". В любом случае, это можно перевести как "протазан". Мастера описали работу с этим оружием как в паре с ротеллой, так и без неё. Однако, на иллюстрациях мы не видим привычный нам протазан. Это совсем другое оружие - "Болонское копьё" - "spiedo alla Bolognese".

Рис. 1. Иллюстрация из
Рис. 1. Иллюстрация из "Opera Nova" А. Мароццо, 1536 года издания.


Рис. 2. Иллюстрация из
Рис. 2. Иллюстрация из "Opera Nova" А. Мароццо, 1536 года издания.


Конструкция

На рис.3 представлено два эскиза "Болонского копья". Железко очень длинное, (сантиметров 80), обоюдоострое, часто с широкими долами. Внешне напоминает чинкведею, посаженную на древко. Часто у острия угол схождения лезвий резко меняется в сторону увеличения. Общая длина изделия с древком бывает примерно 220-280 см. Общий вес обычно немногим более 2 кг.

Рис. 3. Болонское копьё. Эскиз.
Рис. 3. Болонское копьё. Эскиз.


Происхождение и распространение

Существует предположение, что такая конструкция развилась в Болонье из "кабаньего копья" (lancia da cinghiale), применявшегося для охоты на вышеупомянутых животных. Т.е., по-русски - это "рогатина". В качестве боевого оружия применялась по всей Италии в XV-XVI вв. Наибольшего распространения достигла примерно в 1450-1550 гг и к этому времени относятся работы Мароццо и Манчолино.

В изобразительном искусстве

"Болонское копьё" регулярно встречается в изобразительных источниках 16-го века. Например, на рис. 4 представлен фрагмент фрески из кафедрального собора г. Сиена. Датируется 1502-1508 гг.

Рис. 4. Фреска из кафедрального собора г. Сиена. Фрагмент.
Рис. 4. Фреска из кафедрального собора г. Сиена. Фрагмент.


Подлинные изделия

Ниже приводится небольшая подборка подлинных изделий, сохранившихся до наших дней. Все они из северной Италии и датируются XVI веком.

Алексей Гарагатый, 8 декабря 2015 г.