Эта статья является продолжением фильма "Болонский меч". В фильме рассказывалось о мече, который был бы хорош для Болонского фехтования, о том, что мастера сами о нём говорили, и о том, к чему наш клуб пришел в результате многолетних экспериментов.
В октябре 2014 года наш клуб совершил поездку в город Болонья, в котором посетили Пинакотеку (Pinacoteca Nazionale di Bologna) - картинную галерею. В ней представлено довольно много картин, в основном Болонских художников. Большая их часть на религиозную тему - итальянцы очень набожны. Но нас интересует не религия, а изображения воинов и мечей в их руках. Забегая вперёд, скажу, что нам удалось найти подтверждения многим тезисам, высказанным в фильме.
Для начала повторим некоторые особенности меча, которые были бы удобны для Болонского фехтования:
Мы обнаружили изображения самых разных мечей, и в этом нет ничего удивительного. Часть мечей изображено условно, и они нам совсем не интересны. Но несколько мечей изображены очень подробно, на них и остановимся.
Про Джованни Болонского (Giovanni da Bologna) известно не много. Судя по имени, родом он из Болоньи. Также жил в Венеции и Тревизо (небольшой городок рядом с Венецией). Документированные годы жизни - 1377-1389.
Примечание: В данном случае "Pollitico" - это вовсе не "политика", а "полиптих". Так называли многостворчатый живописный или рельефный складень, либо группу картин, связанных общим замыслом и единством цветового и композиционного строя.
Из всей картины нам интересен меч, изображённый в правом нижнем углу картины (см. фрагмент). Судить о "универсальности" клинка трудно - debole прорисовано не чётко. Но рукоять - совсем другое дело. Широкое, мощное перекрестье, короткая рукоять, даже не по ширине ладони, а только под три пальца. Но самое главное - хват. Чётко виден указательный палец, перекинутый через перекрестье меча. Для Болонского фехтования такой меч был бы очень удобен.
Подобный меч с простым перекрестьем, но с хватом "овергард" часто встречается на иллюстрациях в книге А. Мароццо 1536 года издания.
Липо из Далмасио жил в Болонье и Пистойа (это ближе к Флоренции) в 1377 - 1410 годах.
На картине справа изображен совсем другой меч. Он гораздо длиннее, и с длинной рукоятью. Сейчас такой бы назвали "полуторным". Не понятно почему никто из Болонских мастеров фехтования не описал работу таким мечом. Не вызывает сомнений, что полуторные мечи в северной Италии были, чему мы и видим подтверждение на картине, но почему не сохранилось техник работы с ними?
Может быть этот меч и не нужно было бы упоминать в контексте Болонского фехтования, если бы не перекрестье. Уже знакомый нам, легко узнаваемый "овергард", и кольцо для защиты пальца. Изображение не оставляет сомнений - палец проходит в это кольцо.
У А. Мароццо такой меч изображен на иллюстрации к главе о бое двумя мечами. В правой руке воин держит меч с точно такой же защитой указательного пальца, как и на картине, только в одноручном варианте.
Джованни Марторелли жил в Брешии в 1439-1480 гг. Это к северу от Болоньи, ближе к Милану.
Нас интересует меч, изображенный в нижнем ряду, слева. Он относительно небольшого размера. Клинок, явно удобнее для колющих ударов. Прорисовано ребро жёсткости. Рукоять короткая, но, главное, - защита не только указательного пальца, но и "дужка" для защиты кисти руки.
Родился в городе Перуждия (Perugia) в 1446, или 1450 году. Умер в 1523. Написал много картин. Жил и работал в разных городах Италии. В Болонье представлена его работа "Madonna con Bambino in gloria e i santi Giovanni evangelista, Appolonia, Caterian d'Alessandria e Michele arcangelo", т.е. "Мадонна с Младенцем во славе и святые евангелист Джованни, Апполония, Катерина Александрийския и архангел Михаил".
Нам интересен меч архангела Михаила. Клинок не видно, но рассмотрим рукоять. Те же самые узнаваемые элементы: короткая рукоять, возможность "овергарда", и уже весьма развитая защита кисти руки.
У Мароццо есть и такой меч с двумя гардами и дужкой для защиты кисти. Эта иллюстрация из главы про гвардию beca cesa. Хотя гарды этих мечей нельзя назвать идентичными, но общее конструктивное решение очевидно.
Джакомо Райболини родился и жил в Болонье в 1486-1557 годах. Ровесник и современник А. Мароццо (1484-1554), кстати. Нас интересует его картина "Madonna con Bambino e i santi Giorgio, Giovannino, Sebastiano, Francesco, Berberdino, e angeli", - "Мадонна с Младенцем и святыми Георгием, Джованнино, Себастьяно, Францеско, Бернердино и ангелами".
Этот меч отличается от предыдущего одним важным элементом: небольшим кольцом, закреплённым на гардах. Это кольцо направлено вбок, и, если можно так выразиться, добавляет мечу третье измерение. Действительно, этот меч уже не плоский. Это уже "spada da lato". Оружие с таким кольцом есть и у Мароццо. Однако, рассмотрим картину подробнее.
Случаен ли выбор святых для картины? Может быть и случаен, но есть одна небольшая деталь. Доминирующее положение на картине занимают св. Себастьяно и св. Георгий, слева и справа, соответственно. Читаем у Мароццо в первой главе: "Хвала святому всемогущему Богу, и святейшей Деве Марии, и господину святому Себастьяну, и господину святому Роко, и святому рыцарю Георгию, и всем другим святым ...". Тоже Георгий и Себастьяно, и тоже на самом видном месте, хотя и в несколько другой компании. "Притянуто за уши"? Я тоже сначала так подумал, но посмотрим на меч св. Георгия.
Меч св. Георгия великолепен, и отлично подойдёт для Болонского фехтования. Клинок в ножнах, и о нём трудно судить. Хотя, ножны довольно широкие, что наводит на мысль о возможности нанесения таким клинком эффективных рубящих ударов. Рукоять не длинная, как раз под ладонь. Перекрестье широкое. Развитая, для того времени, защита кисти руки. Обратите внимание на меховую отделку рукояти сверху и снизу. Украшение? Возможно. Только у нас в клубе перчатки более всего изнашиваются как раз в тех местах, где на картине изображен мех. Случайность? Может быть.
Ну и что? Ну и что такого, что два человека, жившие в одно время, в одном, не таком уж и большом (в то время не более 60000 человек населения) городе, будучи ровесниками, предпочитали одних и тех же святых и использовали одно и то же оружие? Правильно. Ничего. Они могли даже не быть знакомы. Сюжет картины, - Мадонна с Младенцем и разными святыми, сам по себе довольно популярен. Меч, идеально подходящий для Болонского фехтования, могли просто принести из оружейной комнаты, как и доспехи, кстати. Будем считать всё это просто интересным совпадением.
Справедливости ради нужно сказать, что на иллюстрациях у Мароццо нет ни одного меча, в котором были бы собраны все элементы защиты кисти руки вместе. В этом нет проблемы, ведь каждый из них изображен отдельно, а все в сборе они показаны на картине. Всё-таки у Мароццо книга о фехтовании, а не о мечах.
Уже в конце 14-го века в Болонье практикуется хват "овергард" и, что естественно, существует подходящая для него конструкция рукояти. В это же время появляются элементы защиты кисти руки, которые к середине 15 века становятся уже довольно развитыми. К 1500 году мы видим вполне сформировавшуюся гарду. А на картине 1526 года так и вообще идеальное Болонское оружие. К сожалению, очень трудно судить о клинках, даже если они изображены не в ножнах. Придётся оставить этот вопрос для будущих исследований.